Изменения в жилищном законодательстве в 2018 году.
Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок
Государственной жилищной инспекции добавлены полномочия. Теперь, в совокупности, ГЖИ имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводиться по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Изменения в лицензировании управляющих компаний
Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).
Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ.
Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г.
На федеральном законодательном уровне решено запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).
Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).
А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Управляющие компании могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ
Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.
Если же жилинспекция выпишет предписание об устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 - 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.
При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации.
Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ). Также это будет происходить без решения суда и по усмотрению жилинспекторов.
При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).
Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).
Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).
При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).
Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).
Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).
Про смену управляющей организации
При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).
Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).
При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).
То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки будет управлять домом до момента вынесения соответствующего решения суда.
Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием
Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).
Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).
Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.
Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов
Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).
Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).
Реестр собственников при проведении собраний
Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников, не требуется.
Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК
Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.
При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).
Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя
Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 - 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).
При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).
Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).
Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.
Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.
Важное изменение, ущемляющее права собственников
Если, выполняя обязательства по договору управления, УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).
При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
Изменения в апреле 2018 года
В Жилищном кодексе РФ появилась новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», которая устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров: холодного и горячего водоснабжения; водоотведения; электроснабжения; газоснабжения; отопления; на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами — непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.
Для этого должны быть выполнены два условия:
1. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение, предусмотренное пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
2. Разрыв общих договоров, заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающими организациями. При этом пунктом 2 новой статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке прекратить договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор в этом случае разрывается независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. О таком прекращении договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомлять как саму управляющую организацию, так и всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим заключается «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Такие «прямые» договоры не обязательно должны быть в письменной форме. В пункте 6 данной статьи об этом сказано так: Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется. Договор заключается со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. По нормам новой редакции статьи 161 ЖК РФ, в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают все равно управляющие организации, которые обязаны в том числе обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях.
Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Общее собрание собственников Статья 44 ЖК РФ «Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме» дополнена новым пунктом 4.4. В нем сказано, что общее собрание имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с новой редакцией статьи 46 ЖК РФ, копия протокола собрания, а также принятого на нем решения подлежат направлению в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры. Установление платы за за жилое помещение и коммунальные услуги.
Изменился пункт 16 статьи 12 ЖК РФ, регулирующей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений. Теперь в их полномочия также входит: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги; определение порядка расчета и внесения такой платы; разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения; установление порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
По нормам новой редакции статьи 20 ЖК РФ в функции Государственного жилищного надзора, в том числе, входит проверка обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также надзор за соблюдением предельных индексов изменения размера такой платы.
В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» пункты 6.3 и 7.1 утратили силу. › Что меняется? Появляется альтернатива. Платить без посредников сразу поставщикам коммунальных услуг. Сейчас по такой схеме мы оплачиваем, например, электричество. А можно будет и другие услуги — горячую и холодную воду, канализацию, отопление, вывоз мусора. Правда, есть нюансы. Переходить на новую схему нужно всем домом. Это может произойти как по инициативе самих жильцов, так и поставщиков воды и отопления, если управляющая компания уже накопила долги.
Плата в связи с новшествами не изменится — тарифы остаются прежними. Меняется только схема расчетов. Точнее сказать, предлагаются разные ее варианты. Новый закон не упрощает систему отношений собственников и ресурсоснабжающих организаций. И не закрепляет гарантий того, что ресурсоснабжающие организации обслужат качественно. Для того чтобы жители могли реализовать свои права, опять подключаются плохо работающие механизмы. В частности, общее собрание собственников, которое силами жильцов крайне сложно провести. А еще сложнее их же силами реализовать его решения.
Изменения, внесенные Правительством РФ В правительственные акты внесен ряд поправок по вопросам управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества. Они подразделяются на текущие, сезонные и внеочередные. Текущие осмотры, в свою очередь, делятся на общие и частичные, а сезонные — на весенние и осенние. Часть изменений направлена на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Так, регламентировано время дозвона в службу — 5 минут. Локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем должна занимать не более 30 минут с момента регистрации заявки, а их устранение — не более 3 суток. На ликвидацию засоров отводится не более 2 часов. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, ФИО и профессиональной специализации). Собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме в течение получаса с момента регистрации заявки информируется о планируемых сроках ее исполнения. Аварийно-диспетчерская служба должна проводить оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок, в том числе с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Результаты контроля должны вноситься в электронный журнал учета заявок. Установлены специальные требования к взаимодействию управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, в том числе посредством их личного приема в представительстве управляющей компании. Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. Так, в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса (обращения) УК обязана предоставить сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, а также копию акта о причинении ущерба имуществу собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома.
Возврат к списку